печенье — свет, непеченье — тьма
«Я учитель литературы и именно как учитель литературы заявляю: творчество Владимира Набокова (кроме отдельных его произведений, но никак не широко известных "Лолиты", "Машеньки", "Камеры обскура") старшеклассникам АБСОЛЮТНО ПРОТИВОПОКАЗАНО! Можете со мной спорить, пожалуйста. Но по моему глубочайшему убеждению, Набоков, при всех достоинствах его литературного художественного языка, глубоко АМОРАЛЬНЫЙ писатель. Его произведения не несут какой-либо нравственной ценности, мудрости, знания жизни. Именно красота его языка и стиля может стать ловушкой для ещё не устоявшегося литературного вкуса молодых людей. Но стоит только отбросить все эти красоты -- и кроме пошлости, не за что зацепиться в набоковских творениях. Он космополитичен. Во всех смыслах. Читая его произведения, чувствуешь какую-то нездоровость души самого автора. Нравственную болезнь. А подобные болезни гораздо заразнее, чем телесные, и лечатся очень долго, а то и совсем можно остаться моральным уродом. К сожалению, Набоков не одинок в своей прелести (да-да, в том самом древне-церковно-славянском смысле этого слова!). Тем-то он и опасен.»
Взято отсюда
Ну и что скажете?

Комментарии
19.11.2009 в 00:07

Как раз дочитываю Лолиту, не считаю эту книгу опасной, порнографии там ИМХО не содержится.
19.11.2009 в 00:39

Живите в доме - и не рухнет дом.(с)
Согласна с мыслью,не согласна с доводами.
Общеизвестные и самые популярные произведения были рассчитаны на эпатирование. И глубокого смысла в них не наблюдаю.
Но он-мастер стиля и языка.Да.
19.11.2009 в 00:58

Живи, живи и делайся другим...
А что ПОКАЗАНО старшеклассникам? Кто же из русских писателей НЕ АМОРАЛЕН? Ох, уж эта педагогически выспренняя любовь всем поставить оценки и рассклассифицировать! Клеймо на лоб - и по банкам с формалином. Вот возможные, но далеко не единственные варианты ответа, но скорее для старшеклассников и их родителей, которые не согласятся с безапелляционным мнением этого, с позволения сказать, педагога.

archives.narod.ru/Nabokov.htm
lit.lib.ru/k/kazin_a_l/text_0160-1.shtml
www.nietzsche.ru/around/nabokov.php

Наверное, стоит добавить, что Набоков никогда не был в числе моих любимых писателей, но это, безусловно, ничего не меняет в его статусе и возможности всех и каждого (а в первую очередь старшеклассников и близких к ним по возрасту читателей) составить собственное мнение о его творчестве, без подобных приведенным воплей в защиту морали и нравственности.
19.11.2009 в 01:18

Воображение - чертовски похотливая штука ||| Cousin Miguel was never an option (с)
Скажу примерно так.
Грамотный преподаватель преподаст произведения так, что они не будут аморальными. Любая литература аморальна в большей или меньшей степени. Не растлением малолетних и прочими плотскими утехами, так водкой и обжираловом. Но я не считаю аморальным Достоевского, который главного героя отправляет совершить двойное убийство из меркантильных соображений и неподходящих его организму климатических условий Петербурга, потому что для меня некогда выделили другие черты в произведении. Другую философию и идеи. Цимис произведения не в том, чтобы найти недостаток и раздуть его (многие произведения грешат теми или иными человеческими пороками в их гипертрофированной форме, если вы вдруг не замечали). Цимис еще и в слоге, структуре текста, акцентах, расставленных автором, оборотах и прочих изысках.

А какие произведения автор считает достаточно пуританскими, чтобы они на старшеклассников возымели истинно морализующий эффект, интересно? Я таких с одного маха и не припомню.
19.11.2009 в 07:57

ПИШИ СТАТЬИ @ ТОЛКУЙ О ЛИТЕРАТУРЕ
Дама размышляет в духе "Нельзя это некому давать читать, там же про сэээээкс! Какой ужас!".
19.11.2009 в 09:29

И, как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руку к тебе
Видела по телевизору товарища, который не отдает детей в школу, учит читать сам по Библии. Рассуждает примерно так: я не хочу, чтобы дети читали этого психа Достоевского, пошляка Толстого и извращенца Чехова.
Я как раз недавно перечитывала "Камеру обскуру", там, на мой взгляд, основная мысль вполне нравственная и полезная особенно для старшеклассников.
19.11.2009 в 13:18

*B@stet* Достоевского, который главного героя отправляет совершить двойное убийство из меркантильных соображений совсем, кстати не из меркантильных
19.11.2009 в 14:14

Да, это я принц-полукровка....
Да! Это зло! Мы (хорошоучащиеся) читали Набокова в 8 классе))))) Сейчас я в 11, но к счастью мой учитель считает, что мы уже достаточно взрослые и такими вот статьями не занимается=) Пожалуй Достоевского действительно тоже нельзя давать читать детям с такой неустойчивой психикой, как современные)))Так давайте же все учиться читать по библии)))))ХД
19.11.2009 в 20:00

ПИШИ СТАТЬИ @ ТОЛКУЙ О ЛИТЕРАТУРЕ
А теперь перейдем от Набокова к самой девушке. Про аватарку молчу. Ладно, я про другое.
Представьте, вам пятнадцать-семнадцать. Вы слышите слово "Набоков". Просто, без дополнений. А теперь вы слышите "этот отвратительный аморальный Набоков про секс, которого ни в коем случае нельзя давать детям!". Ваша реакция?..
19.11.2009 в 20:52

Да, это я принц-полукровка....
Ого!!!А аватарку я не видела))))Да, думаю дети сразу побегут в библиотеку и в книжный за "Лолитой"))) Думаю, если не давать детям читать Набокова, то не потому что "про секс", а потому что это довольно сложная литература...хотя до многих произведений школьники ещё не доросли (проверенно на своём опыте))))
19.11.2009 в 21:18

ПИШИ СТАТЬИ @ ТОЛКУЙ О ЛИТЕРАТУРЕ
Зелёный Зайчик Не доросли - сами бросят, разве нет? Или потом прочтут, если школьная система не выработает отвращения. Главное - не раздувать популярность путем запрещения.
19.11.2009 в 21:43

Да, это я принц-полукровка....
Да, я и не спорю, правда мы по ходу не будем Набокова проходить...
20.11.2009 в 00:11

Воображение - чертовски похотливая штука ||| Cousin Miguel was never an option (с)
Не обязательно проходить литературу, штобы ее читать. Я ни в одном школьном списке не видела Властелина Колец. А ведь базис целого пласта литературы.

У нас вообще со школьными программами беда - классику с глубоким смыслом нагружают на детей в школе, а интересное и ударное чтиво не позволяют читать вообще, считая, что это расхолаживает.

И вообще, в большинстве случаев книга как раз изобличает тот или иной порок. У Набокова он один, у Толстого - другой. Только если Толстой высокопарен, то Набоков более реалистичен. А Тихий Дон - вообще чернуха, автору поста его читать не давайте. А еще Бегбедер есть. И если ему Нобелевку дадут, то и его в школах начнут читать.
20.11.2009 в 19:12

A simple mind
Ну и что скажете?
старорежимностью пахнет

(интересно, в каком возрасте тогда его надо читать? с двадцати одного? или лучше вообще не рисковать, чтобы не подхватить "нравственную болезнь"?:))
20.11.2009 в 23:31

Воображение - чертовски похотливая штука ||| Cousin Miguel was never an option (с)
Rheo-TU
Если такое с 21 читать, то есть шанс уже ни одной подобной болезни не подхватить ^^''
22.11.2009 в 23:02

A simple mind
Кстати, я прочитал "Лолиту" примерно лет пять назад:). Впечатление было, наверное, такое же, как и у этой дамы: книга об извращении, которое в красивом набоковском языке смотрится только мерзче.

Но подход этого преподавателя смешон - он на уровне "запретите компьютерные игры, ведь там стреля-а-ют!".
22.11.2009 в 23:08

ПИШИ СТАТЬИ @ ТОЛКУЙ О ЛИТЕРАТУРЕ
Rheo-TU Плюс запрет будет лучшей рекламой. Тогда все, ну, почти все ее прочитают обязательно.
23.11.2009 в 00:44

Воображение - чертовски похотливая штука ||| Cousin Miguel was never an option (с)
Ее и так все читают обязательно - и незачем запрещать =)))
23.11.2009 в 11:37

A simple mind
*B@stet* Ее и так все читают обязательно
Мы, например, не читали:)
24.11.2009 в 01:07

Воображение - чертовски похотливая штука ||| Cousin Miguel was never an option (с)
Rheo-TU
Я не имею в виду школьное "обязательно".
29.11.2009 в 10:11

A simple mind
Я не имею в виду школьное "обязательно".
а, ну это да
07.02.2011 в 12:48

Я согласна, что школьное образование вполне может обойтись без подобных произведений о нездоровом влечение старого дядечки к молодой девушке. Понятно, что в мире и жизни чего только не бывает, но если кто-то скажет, что такие отношения это норма - пусть первым бросит в меня камень. Никогда не была ханжой, но читая эту книгу в школе, осознавая о чём там идёт речь - испытывала недоумение, зачем это необходимо читать подростку? Если кого то волнуют подобные вопросы или нравится именно стиль Набокова - он вполне может будучи уже взрослым, совершеннолетним человеком, прочесть книгу. Кстати, сам стиль Набокова лично мне вообще не понравился, столько чудесной литературы на свете, а пришлось тратить время на это..
07.02.2011 в 12:55

ПИШИ СТАТЬИ @ ТОЛКУЙ О ЛИТЕРАТУРЕ
Русалка :) Но это же не единственное, о чем он писал. Говорили не только о "Лолите".
07.02.2011 в 12:59

Kaji Sonoko , та же "Машенька" показалась совершенно пресной. Вообще лично моё мнение, и я его не навязываю, что Набоков это такой же раскрученный писатель, как допустим, Пастернак - ни уму ни сердцу, просто на Западе такое любят.
07.02.2011 в 13:00

ПИШИ СТАТЬИ @ ТОЛКУЙ О ЛИТЕРАТУРЕ
Да ладно, после Лукьяненко в школьной программе...
07.02.2011 в 21:32

но жалок тот, кто смерти ждет, не смея умереть!©
Kaji Sonoko
Лукьяненко в программе?Оо